Ибн Сина (980-1037 гг.) считал самым главным в режиме сохранения здоровья — занятие физическими упражнениями, а затем уже режим пищи и сна. Надо думать, что все режимы должны быть соответствующими и правильными.
А в еще более древние времена, например, философ Платон (427-347 гг. до н. э.) был сторонником спартанской системы воспитания молодежи. Он считал, что физическое и умственное воспитание дает положительный эффект тогда, когда молодежь будет вести воздержанный образ жизни с соблюдением правил гигиенического характера.
Аристотель (384—322гг. до н. э.) — ученый и философ, ученик Платона, высказал предположение, что тело и душа человека существуют неразделимо. И трем родам души соответствуют три стороны воспитания: физическое, нравственное и умственное. А физическое воспитание предшествует умственному. Следуя Аристотелю, можно сказать, что физические упражнения необходимы, но и нравственная чистота надо для продвижения человека в духовной сфере. Если принять физическое за янское, а умственное и нравственное за духовное иньское, то разрыв монады инь-ян не даст нам гармонии и человек не будет целостным и не достигнет вершины своего развития.
Философ Демокрит (460—370 гг. до н. э.) говорил, что упражнения тела имеют большее значение для формирования человека, чем его природные данные.
Все физические и психические реакции человека в конце концов приводят к движению. Наш современник великий русский ученый И. М. Сеченов писал:[quote]»Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному явлению — мышечному движению. Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге — везде окончательным фактом является мышечное движение.[/quote]
Практически каждый из вас, кто читает эти строки, занимается какими-то физическими упражнениями. Только активные движения вызывают интенсивный обмен веществ во всем организме и в отдельных его органах, усиливают кровообращение и выведение ядовитых продуктов обмена.
Физические упражнения при правильном соблюдении других режимов являются наиболее сильными факторами, предотвращающими скопления зачатков переполнения тела вредными излишками. Вместе с тем, они повышают прирожденную теплоту и придают легкость телу, потому что они возбуждают легкую теплоту и растворяют те излишки, которые ежедневно накопляются. Регулярно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек, не нуждается ни в каком лечении.
Для каждой части нашего организма имеются свои упражнения, выполняются они вами и в комплексе. А для груди и дыхательных органов Авиценна рекомендует своеобразную дыхательную гимнастику: человек поочередно подает то очень низкий голос, то высокий и средний; при этом упражняются и рот, язык, язычок, шея; кроме того, улучшается цвет лица и очищается грудь. Дутье и задержка дыхания, при котором упражняется все тело и расширяются все каналы, также полезны.
Что касается пищеварительных органов, то они подчиняются физическим упражнениям всего тела. Упражнения должны находиться в зависимости от состояния органов тела и соответствовать для каждого человека индивидуально. Кроме того рекомендуем для внутренних органов брюшной полости упражнение из йоги — наули (втягивание живота). Ноги расставить на ширину плеч, немного наклониться вперед и упереться руками в колени: полностью выдохнуть и подтянуть диафрагму таким движением, как-будто вы вдыхаете воздух при закрытой гортани. При этом внутренние органы и кишечник поднимутся к диафрагме. Можно продолжить упражнение при закрытой гортани, выпячивая живот и снова его втягивая, что и приведет к максимальному массажу брюшных мышц. Упражнения для живота применяют большие мастера для приема удара на живот и даже захвата руки ударяющего мышцами живота.
Для слабого тела физические упражнения должны быть легкими, а для сильного — сильными.
Кроме физических упражнений спортивной направленности, есть еще общеукрепляющие, а также особые упражнения для каждого органа человеческого тела. Например, глаз упражняется путем пристального вглядывания в мелкие предметы, время от времени перевода взгляда вдаль; слух нужно тренировать путем слушания нерезких звуков, и реже — сильных звуков; горло — путем постепенного усиления голоса; имеются упражнения также для шеи, глаз, носа и т. д., о чем будет сказано в рубрике «Самомассаж».
Теперь следует рассказать, как еще древние лекари рекомендовали заниматься физическими упражнениями, т. е. — о времени начинания и прекращения этих нагрузок, их вреде и пользе.
При начале физических упражнений тело должно быть чистым: во внутренних органах и сосудах не должно содержаться вредных веществ (накоплений), потому что физические упражнения распространят их по телу. Поэтому вчерашняя пища уже должна быть усвоена желудком, печенью и сосудами и уже должно подходить время следующего принятия пищи. Но, если состояние человека нуждается в сильных упражнениях, то желательно, чтобы его желудок был не очень пустым ибо тогда такие упражнения истощают силы. Заниматься упражнениями лучше немного сытому, чем голодному (естественно, принимая пищу не позднее, чем за два часа до начала занятий). Лучше заниматься имея горячее и влажное тело, чем холодное и сухое (для чего вы и делаете всегда разминку). Самая лучшая пора — это состояние уравновешенности.
Занимающийся физическими упражнениями должен освободить кишки и мочевой пузырь от излишков, а потом уже заниматься упражнениями. Чтобы подготовить себя к физическим упражнениям, вначале надо растереть тело, а затем переходить к не слишком сильному массажу — многочисленным нажатием руками в различных местах, чтобы оживить все части мускулатуры. После этого можно начинать заниматься упражнениями.
Зимой, когда наименьший по длительности световой день и ян дня мало, его надо усилить, чтобы оно стало равно инь и гармонизировалось, поэтому одним из лучших периодов для физических упражнений будет полдень.
Весной, когда ян растет, но оно еще недостаточно, надо заниматься после полудня, чтобы усилить ян во вторую половину и достичь общей гармонизации.
Летом, когда световой день длинный и ян сильно, заниматься надо в первой половине дня (чем раньше, тем лучше), а во второй половине дня и к ночи необходимо давать умеренную физическую нагрузку организму, так как это приводит к избытку ян (его увеличению), что может способствовать бессонице, нервным срывам, повышенной возбудимости и т. д.
Осенью ян уменьшается и поэтому физические упражнения снова можно переносить на вторую половину дня.
Мы понимаем, что при современном укладе жизни, почти невозможно пунктуально следовать закону у-син (пяти первоэлементов), но к этому надо стремиться для достижения гармонизации, укрепления защитных сил организма и предупреждения преждевременного старения.
Интересны суждения древних по поводу продолжительности выполнения упражнений. Они рекомендуют обратить внимание на три момента:
- первое — это цвет кожи человека (если он продолжает улучшаться, то это значит, что еще можно продолжать упражнения);
- второе — движения (если они продолжают оставаться легкими, то значит, еще не пришло время прекращать упражнения)
- третье — состояние органов (если они продолжают набухать, то еще можно заниматься).
Если же все эти три состояния начинают исчезать и выступающий пот превращается в растекающиеся капли, то необходимо прекратить упражнения.
Конечно, для тех, кто занимается каратэ или ушу, последние советы (о трех состояниях организма) могут показаться несостоятельными, но надо стремиться к тому, чтобы следовать им, сохраняя здоровье в своей гармонии, так как его легче сохранить, чем восстановить.
[quote]Даже из эгоистических соображений человек должен обуздать свои порывы, иными словами — соблюдать нормы нравственности.
Р. Тагор.[/quote]