НАСЛЕДИЕ ВЕЛИКИХ МАСТЕРОВ

В современном мире воинские искусства Востока до сих пор вызывают немало разноречивых толков и представлений. Растущий год от года поток специальной литературы по сути дела не проясняет главного глубинного смысла и внутреннего содержания кэмпо как древнего искусства борьбы, как науки жизни, которая совершенствовалась на протяжении тысячелетий, оставаясь уникальной сокровищницей знания для народов Востока. Чтобы приблизиться к истокам кэмпо как Учения, необходимо рассматривать его во всей совокупности исторических, религиозно — философских, культурных и медико — биологических факторов.

Предлагаемая читателю информация – попытка дать комплексный анализ зародившегося в Китае « искусства борьбы» и на примере Японии проследить развитие традиции до наших дней.

Историческое понятие «воинские искусства» (яп. бу — дзюцу, кит. у — шу, кор. тэквон — до, вьет .во -дао ) включало все области человеческой деятельности относящейся к войне и военному делу, в том числе рукопашный бой без оружия, а также с оружием, стрельбу и метание различных снарядов, вольтижировку, акробатические трюки в театральных поединках, а также принципы общевойскового боя, элементы армейской стратегии, фортификации и т. п. Соответствующий психофизический тренинг считался необходимой составной частью любой разновидности у — шу.

В Китае классические « главные» у – шу обычно подразделялись на три группы:

  • — единоборство с оружием и без него;
  • — стрельба и метание;
  • — театрализованные и спортивные выступления.

В других вариантах классификации разделялись борьба без оружия и фехтование ( на копьях, мечах, палках и т. п . )  в рукопашном бою, однако чаще различия между ними не проводились, потому что обучение в школах воинских искусств было универсальным и предусматривало овладение теми или иными видами оружия.

Современное « спортивное» ушу подразделяется на такие разделы:

  1. выполнение комплексов формальных упражнений   (тао ) ;
  2. обусловленный спарринг без оружия;
  3. бой без оружия против нескольких противников;
  4. лечебно – оздоровительная гимнастика с подключением дыхательных упражнений и точечного массажа.

Тем не менее внутри у – шу  ( бу – дзюцу ) прочно утвердилось понятие  «рукопашного боя» , борьбы против вооруженных или невооруженных противников голыми руками или при помощи любых подручных средств  ( в том числе холодного оружия)  — цюань – шу или  цюано –фа  (в японском варианте кемпо).

На протяжении веков обучение солдат или крестьян в повстанческих отрядах шло по облегченной программе классических у-шу, которая должна была привить определенную культуру движения, навыки владения основными видами оружия, верховой езды и т. п . Настоящие же мастера проходили многолетний курс обучения в монастырях или закрытых школах, где опытные наставники посвящали их в тайны ци — гун – техники управления жизненной энергией организма, абсолютным оружием древности. Только эзотеричечкие школы , располагавшие обширными, детально разработанными методиками тренировок, могли дать мастеру ключ к совершенству в кэмпо – Искусстве борьбы.

Японское слово кэмпо как родовое понятие записывается теми же иероглифами, что и китайское цюань –фа, корейское квон – поп, вьетнамское куэнь – фат. Прямое его значение – «Учение кулака», «Праведный закон кулака» или «наука рукопашного боя». В ряду этих равнозначных наименований японский термин получил наиболее широкое распространение и в наибольшей степени соответствует данной тематике. Если в Китае под цюань – фа подразумевается чаще кулачный бой без оружия , то в Японии понятие кэмпо включает любые систематизированные виды борьбы , в которых допускается использование оружия. В тои же значении употребляется термин кэмпо на Западе, хотя порой встречается и вульгаризованное его толкование как одной из военно – прикладных школ новейшего времени.

В Европе и Америке все виды китайских воинских искусств нередко объединяются термином кун – фу. Однако само понятие кун – фу, проникшее на Запад в начале 20 века и укоренившееся в послевоенный период, совершенно не адекватно тому, что оно сейчас обозначает. Слово кун – фу, взятое на вооружение европейцами, происходит от китайского гун – фу«усердные занятия», «тренировка» в любом виде физической и духовной культуры. К воинским искусствам гун – фу прямого отношения не имело и не имеет. Это искусственное обозначение «китайского бокса», несущее в себе целый комплекс заведомо искаженных представлений с сильным налетом «восточной экзотики». Именно поэтому слово кун – фу, хотя в наши дни оно и перекочевало в новом значении из США, Англии и Франции обратно, в Гонконг и на Тайвань, неприемлемо. Кроме того, китайское понятие кун – фу – не лучшее определение для воинских искусств Японии, о которых идет речь. Может быть, универсального определения родственных комплексов воинских искусств вообще не существует, но кэмпо представляется наиболее точным из всех возможных вариантов. Тем не менее, поскольку слово кэмпо не отражает национальной специфики и своеобразия различных ответвлений, избежать использования некоторых китайских, японских и корейских терминов оказалось невозможным.

Кэмпо в действии ( по гравюре Хокусая )

Какой смысл заложен в понятии кэмпо? Кэмпо – это учение , сложный комплекс духовной и физической культуры, это многовековые традиции борьбы, находящиеся в непрестанном розвитии. Кэмпо – также и путь реализации популярной на Востоке концентрации единства микрокосма человеческой личности и макрокосма, достижение гармонии с миром и с самим собой.

Условно можно выделить следующие источники кэмпо:

  1. даосская философия, выдвинувшая идеи Пустоты, борьбы сил Инь и Ян, взаимодействия Пяти первоэлементов, Недеяния, Мягкости, Естественности, Метаморфоз;
  2. йога как система психотренинга, физического и духовного совершенствования человека в ее многочисленных разновидностях с учетом трех основных национальных форм: индийскоя йога, тантрическая буддийская (китайская, тибетская, японская)  йога и даосская (китайская) йога;
  3. традиционные теории китайско – тибетской медицины о циркуляции жизненной энергии ци, о точках и меридианах, об их связи с внутренними органами, о развитии энергетики организма  (ци – гун );
  4. «бионика» древности, наблюдение за повадками животных,  из которого возникли так называемые звериные стили кэмпо;
  5. локальные системы рукопашного боя и ритуальные боевые танцы различных племен и народностей;
  6. опирающаяся на теории даосских мыслителей военная наука древнего Китая, в которой сформулированы принципы стратегии и тактики борьбы;
  7. Чань (Дзен) – буддийская психотехника, позволившая добиться поразительных результатов в концентрации и сомовнушении.

Можно также обозначить составные части кэмпо, сохранившиеся с древности до наших дней:

  1. конфуцианские этические нормы в формировании личности;
  2. разнообразная  детально разработанная методика обучения: подготовка тела, психическая перестройка, способы работы с пятью стихиями, с предметами и формами – образами;
  3. обширнейший арсенал приемов борьбы во всем многообразии национальных видов, направлений,  стилей и школ.

Только такая классификация дает возможность рассматривать кэмпо как единую систему, как культурологический феномен, как особую область Знания, как Учение.

В Китае к средине 1 тысячелетия нашей эры четко обозначилось деление эзотерических воинских искусств на две ветви: даосскую и буддийскую.

Даосская ветвь кэмпо породила многочисленные школы так называемого мягкого, или внутреннего, направления, в которых делался упор на развитие энергетических систем организма, на управление биоэнергией ци , позволяющей многократно усилить изощренные приемы рукопашного боя. Местом зарождения «внутреннего» направления по традиции считается гора Удан  в провинции Хубэй, где некогда жил легендарный отшельник – воитель, а ныне находится даосский монастырь.

Монастырские буддийские школы, ведущие происхождение от чаньской обители Шаолинь, предпочитали так называемое «внешнее» направление кэмпо (вай – цзя), в котором особое внимание уделялось  закалке тела, развитию скоростно – силовых качеств. Существовали также промежуточные варианты, например направление Эмей – Шань – Цюань, сочетавшие основные характеристики «мягких» и «жестких» школ.

В Китае, Японии, в Корее и во Вьетнаме понятие воинских искусств наделялось совсем иным смыслом, нежели на Западе. Не победа над противником была конечной целью изучения кэмпо, но победа над самим собой, преодоление собственных слабостей и недостатков. Школа кэмпо становилась школой жизни а Мастера Мастера кэмпо неизменно становились героями народных преданий, легенд, рыцарских баллад, сказаний.

В средние века воинские искусства требовали от человека всей жизни. В наши дни воинские искусства уже не те, что были несколько веков назад. Жизнь берет свое. И все же чего ради люди снова и снова припадают к иссякающему ручью традиции Постижения Пути.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *