Аики — до является самым этичным, самым «мягким» из всех видов единоборств.
Аики — до — прекрасное средство физического развития.
Аики — до делает рефлексы более подвижными, более совершенными, мышцы — эластичными и послушными разуму до абсолюта. И вместе с тем эта совершенная гимнастика может быть полезной для занимающихся любого возраста и пола — столь неисчерпаемо аики — до, столько в нем уровней и стадий развития.
Аики — до — борьба, возникшая совсем недавно, но имеющая корни и традиции в глубокой древности.
Можно только поражаться гениальности создателя айкидо Морихея Уешибы, создавшего такой дивный сплав, такое гармоничное сочетание спорта, искусства и философии.
ЧТО ЛЕЖИТ В ОСНОВЕ:
Аики — до как философия, искусство, спорт базируется на:
централизации (хара),
распространении (ки),
ведении контроля,
сферичности в действиях (динамическая сфера).
ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ
«Хара» по-японски означает живот, но это еще и обозначение Центра человека, что практически совпадает с центром тяжести — только в физическом, геометрическом смысле.
В аики — до данная точка, символизирующая Центр, имеет специальные названия: «сейка но иттен» — единая точка, а также «сейка танден», то есть, точка Центра. Именно отсюда должна «вытекать», «распространяться» жизненная энергия.
Централизация на языке европейских понятий означала бы собранность и сосредоточенность, а для айкидо субъективная централизация означает постоянную настроенность типа установок: «Держать Центр! Держать Единую Точку!»
Объективная централизация означает способность совмещать свой Центр с центром действия борьбы.
Быть, централизованным означает большее.
Одним из составляющих понятий в централизации является «ясновидениє», которое лучше всего объяснить образно, представив его в виде завесы между вами и окружающей вас действительностью. Никакие события и явления в этой действительности не должны вносить разлад и дисгармонию в ваш внутренний мир.
Мастера наставляют учеников не отвлекаться, чтобы не быть «загипнотизированным» выражением лица противника, его угрожающей стойкой.
Наиболее показательной для «ясновидения» является демонстрация борьбы с несколькими противниками,нападающими со всех сторон: слева, справа, сзади, спереди.
Противников может быть четверо, пятеро, шестеро. Только обостренное чувство восприятия позволяет мастерам аики — до абсолютно точно, адекватно отреагировать на атаку сбоку или сзади, практически не воспринимаемую зрительно.
Собственно, борьба «вслепую» не является только атрибутом аики — до. В китайском круговом боксе па-куа борцы практикуют спарринг с завязанными глазами внутри круга определенного диаметра.
Обостренное чувство восприятия,или «ясновидение» можно назвать ментальной централизацией, то есть, централизацией вашего разума.
А вот физическая составляющая централизации носит характер не менее экзотический — это так называемая расслабленная перемена.
Требования расслабленной перемены — мгновенный переход от статического состояния к динамическому. Все это неразрывно связано со следующей доктриной аики — до — силой ки, но все дело в том, что централизацию, распространение, ведение контроля и динамическую сферу невозможно ни рассматривать, ни объяснить по отдельности — эти понятия взаимно дополняют друг друга.
В древности у ниндзя существовала отдельная боевая дисциплина йайдзюцу, требования которой были просты — без малейшей задержки ответить на нападение, находясь в состоянии медитации в позе дзадзен, то есть, сидя на пятках.
Основатель борьбы тайкикен Кеничи Саваи так объяснял силу ки и состояние расслабленной перемены: «Внешне вы можете выглядеть совершенно неподвижным, но так же неподвижно выглядит и вращающийся волчок».
РАСПРОСТРАНЕНИЕ
Особый тип энергии, называемый в Индии прана, в Китае ци, в Японии ки, являет собой то, что принято определять как скрытую энергию или силу. Эта тотальная энергия присутствует в каждом человеке, но в состоянии, как правило, нескоординированном, рассеянном. Нужно научиться объединять, аккумулировать эту энергию, стабилизировать ее, чтобы высвободить или распространить в требуемом объеме и направлении.
Тело в различных боевых искусствах Востока рассматривается всегда как единое целое, и любое движение — будь то удар, захват или перемещение, — как акция всего тела.
Ки —фактор скрытый. «Дух управляет материей» — вот древняя аксиома, получившая подтверждение в факторе ки.
«нет ки — нет аики — до» — формула являет собой непреложный закон.
Начинающие практику в аики — до довольно скоро становятся свидетелями демонстрации упражнения «несгибаемая рука», когда предлагается отклонить вытянутую руку инструктора. Мышцы «несгибаемой руки» не напряжены, но согнуть ее невозможно. Если за определенное время занимающиеся не научатся держать «несгибаемую руку », то они никогда нe смогут правильно выполнять приемы аики — до. Однако условие это является не только необходимым, но еще явно недостаточным:речь идет о «статической» силе ки (точнее, о статическом ее проявлении), аики — до же — всегда в динамике.
Как научиться аккумулировать, стабилизировать и распространять силу ки?
Существует раздел айки-тайсо, или «гимнастика аики — до», где занимающиеся практикуют движения с «выходом из бедер», то есть, от Центра, с тотальным включением всего существа — с тотальным распространением силы ки Это значит, что толчок выполняется не конкретно вытянутыми руками, но всем телом, с ощущением силы ки, перемещающейся из центра через руки к цели.
Хотелось бы упомянуть еще об упражнениях хай и нери, носящих характер изометрической задержки при перемещении на сильно согнутых ногах. Здесь рекомендуется двигаться настолько медленно, чтобы «вам самим было непонятно, идете вы или остаетесь на месте», — вспомните принцип расслабленной перемены.
ВЕДЕНИЕ КОНТРОЛЯ
Когда вас атакует противник, вы должны перевести потенциально опасное для вас направление его атаки в безопасное русло. И этот перевод должен быть гладким и непрерывным и никогда не происходить в направ-лении, противоположном направлению атаки.
Борьба в аики — до — это борьба на дистанции (ма-ай). Значит, вы должны контролировать действия противника с самого начала его нападения, чтобы установить контакт очень точно (за исключением случаев, когда контакт вообще не устанавливается — при уклонах, отклонениях от линии атаки противника), потому что контакт в аики — до совпадает с завершением движения.
Поясним это примером.
Против прямого удара в живот вы не должны действовать таким образом, чтобы двигаться по направлению к противнику или, наоборот, прямо от него. Вы должны уходить по касательной к направлению наносимого удара, вращаясь вокруг вертикальном оси. Таким образом, вы уклоняетесь от удара и одновременно приближаетесь к противнику сбоку.
Ни в коем случае не отвечайте силой на применение силы. Вы толкаете противника, и он инстинктивно отвечает толчком в обратном направлении Вы неожиданно хватаете его за руку, и он немедленно пытается вырваться. Все прямые, «в лоб» проведенные акции, неизбежно имеют равную реакцию.
Эти инстинктивные тенденции будут представлять для вас основной камень преткновения, когда вы начнете обучаться искусству аики — до. Вы должны научиться вращаться когда вас толкают (тенкан), и входить (ирими), когда вас тянут — это и есть принцип непротивления (дзю).
Вообще-то принцип непротивления не является характерным только для аики — до, он представляет собой доминирующей явление в очень многих восточных искусствах борьбы. Когда вы не будете использовать силу и энергию нападающего, а попытаетесь противопоставить ему свою силу, то вместо « вычитания» противника вы получите «сложение», то есть, автоматически обретете нового противника.
Что аики — до отличает (заметим, что это отличие отнюдь не чисто внешнее) от других видов единоборства, так это следующий принцип.
СФЕРИЧНОСТЬ
Подавляющее большинство действий в аики — до проходит по кругам, спиралям, полуспиралям — cфере создающей вашу защиту.
Сферичность была использована в практике боевых дисциплин, достигнув высшего уровня функциональности в па-куа. В этом круговом китайском боксе практически исключены все прямолинейные перемещения.
Вы:
1. Сконцентрировали энергию в хара.
2. Привели свой Центр в центр действия борьбы, разместившись таким образом, чтобы атакующие действия противника провалились в пустоту.
3. Включаете свою силу ки, добившись ее максимального распространения и
4. Ведете противника по диагональному кругу, ни на мгновенье не оставляя контроль над ним, не оставляя ему никакой возможности перехватить инициативу.
Когда вы научитесь добиваться такого сплава, постоянно совершенствуясь в овладении собственным телом и психикой, можно будет говорить о некотором продвижении по Пути.
ПОДГОТОВКА В АИКИ — ДО
Система физической подготовки в аики — до в основном включает в себя:
джумби-ундо — гимнастику,
тэкуби-ундо — сгибание запястий,
укеми — технику падений,
камаэ — позиции и стойки,тай-сабаки — повороты тела,
за-хо — позиция на коленях,
шикко — перемещение на коленях,
кокью-хо — дыхательные упражнения,
тенкан-хо — упражнения во вращениях,
хайшин-ундо — упражнения в сгибании спины.
Все эти упражнения объединяются под названием айки-тайсо, преследуют цель развития силы ки помимо чисто физической и технической подготовки.
Например, позиция, позволяющая развивать ки сидя (то есть, за-хо) известна под названием кокью доса. Она применяется в занятиях при любом уровне подготовки. Здесь во взаимодействии с партнером занимающийся высвобождает внутреннюю энергию, двигаясь из бедер (естественно, не вставая при этом) и толкая руки противника.
В различных упражнениях типа джумби-ундо занимающийся постоянно развивает централизацию, ощущение Центра, циркуляцию ки через собственный Центр и из этого Центра. Все это неразрывно связано с усовершенствованием ритма глубокого дыхания. Вообще термин «кокью» — дыхание — означает в аики — до нечто большее, чем обычный физиологический процесс.
Точно так же в упражнениях сгибания запястий — тэкуби-ундо, занимающийся добивается распространения ки через руки.
Упражнения этого типа были развиты задолго до появления аики — до в тибетской культуре, были впоследствии известны в Китае и Индии как основной способ производства «скрытого» тепла. Упражнения для производства «скрытого» тепла выполняются в течение кангей-ко, как в Японии называют зимние месяцы, когда ученики проводят базовые тренировки на открытом воздухе в снегу или горах.
Что же касается тренировок в падениях, то здесь принципы сферичности особенно показательны и действенны. Динамическая Сфера должна страховать занимающееся всегда, находится он в вертикальном положении, падает вперед либо назад. Исходя из принципов сферичности,«падения» как таковые не должны вообще иметь места — речь всегда идет только о качении. Тело занимающегося должно переходить обязательно в сферу, чтобы сделать качения механизмом сферического движения, подходящего для удобства, безопасности и выполнения стратегических замыслов. Выход из качения в вертикальное положение должен быть естественным и не зависеть от различных противодействий и препятствий.
СТОЙКИ, ПЕРЕМЕЩЕНИЯ, ПАРТНЕРЫ В ТРЕНИРОВКАХ
Наиболее применима в аики — до профильная стойка. Это положение пришло из кендо и является особенно удачным, учитывая тот факт, что перемещения в аики — до в подавляющем большинстве совершаются по кругу, а прямолинейные передвижения являются исключением.
Чудан-камаэ
Существует три вида защитных стоек:
чудан-камаэ (средний уровень), легко трансформируемая в другие виды — гедан-камаэ (нижний уровень), стойку защиты, и ёдан-камаэ (верхний уровень), стойку нападения.
Передняя нога, в данном случае левая, расположена под прямым углом к сзади стоящей ноге. Ось, проведенная через пятку передней ноги, пересекает ногу, стоящую сзади, точно посередине. Ноги слегка согнуты в тазобедренных и коленных суставах (что дает возможность очень быстро поменять стойку или переместиться), плечи опущены, корпус прямой. Положение должно быть устойчивым.
Мы будем пользоваться общепринятыми обозначениями: если у обоих партнеров впереди левая или правая нога, такое положение называется ай-хамми;
если у партнеров впереди разные ноги (левая у одного и правая у другого или
наоборот), то такое положение называется гяку-хамми.
Партнер, в отношении которого применяется действие, называется Уке (как и в дзюдо).
Партнер, проводящий прием, совершающий действие, называется Шите (в дзюдо — Тори).
Аюми-аши — так называется шаг, очень похожий на обычный, то есть, когда сзади стоящая нога обходит впереди стоящую и в свою очередь размещается впереди, но от обычного шага аюми-аши отличается тем, что нога проходит по дуге (рис. 12).
Цуги-аши — скользящий шаг, когда сзади стоящая нога подтягивается вслед за передней, но не обходит ее. Аюми-аши и цуги-аши производятся как в переднем, так и в заднем направлении.
Тай-сабаки — это искусство передвижений, очень важный и серьезный раздел (и не только в аики — до).
Три нижеприведенных упражнения иллюстрируют технику тай-сабаки:
Упражнение 1. Вы в профильной стойке с левой ногой впереди (рис. 11).
Повернитесь на носке левой ноги и проведите правую вперед (рис. 12).
Вслед за этим повернитесь на носке правой ноги и разместите левую ногу сзади (рис. 13 и 14).
Итак, вы поменяли позицию на противоположную. Теперь проделайте упражнение в обратном направлении, начав вращение на носке правой ноги, и вернитесь в исходное положение.
Выполнять упражнение нужно с максимальной скоростью, все время поддерживая правильную стойку, то есть, чтобы проекция Центра оставалась вертикальной. Вращение обязательно выполнять на пальцах.
Упражнение 2. Из профильной стойки с левой ногой впереди (рис. 15).
Повернитесь на носке левой ноги, размещая вашу правую ногу по кругу назад (рис. 16).
Вы оказались все в той же левосторонней стойке, но в обратном направлении. Во время движения руки,
естественно, описывают дугу книзу, следуя за движением бедер. Повторять вращение наружу с правой и левой ногой впереди.
Упражнение 3. Соедините два первых упражнения, сначала проделав № 2, а вслед за ним № 1. То есть, сначала вы делаете вращение назад (вращение наружу), а затем вращаетесь вперед (вращение внутрь). Повторяйте в левосторонней и правосторонней стойке.
Всегда помните о том, что начинать нужно из бедер, в строго централизованной позиции.
БАЗОВАЯ ТЕХНИКА
В современном аики — до существует несколько тысяч приемов (насчитывают до 10 тысяч). В отличие от дзюдо, аики — до поддается классификации чисто условно. Поэтому мы ограничимся иллюстрацией наиболее характерных, основных разделов аики — до.
Здесь можно выделить две больших группы движений: наге-ваза, или техника бросков, и катаме-ваза, или техника контроля (удержания). Катаме-ваза здесь не иллюстрируется.
В наге-ваза принципиальными видами техники являются:
шихо-наге, или бросок на четыре стороны;
ирими-наге, бросок со входом;
котэ-гаэши, выкручивание запястья наружу;
кайтэн-наге, бросок с вращением по горизонтальному кругу;
тэнчи-наге, бросок «небо—земля» («тэн» — небо, «чи» — земля);
кокью-наге, бросок дыхания, или, что точнее соответствует идее данного вида техники, бросок на одном дыхании;
коши-наге, бросок через бедро.
Существуют также виды техники, применяемые реже, они выделяются из «классического ряда» аики — до.
Эти виды получили название удэкимэнаге(«удэ-кимэ» можно перевести как «искусство решающего хода»).
К ним относятся:
тэнбим-наге;
джуджи-гарами;
ирими-цуки.
В катаме-ваза принципиальными видами техники являются:
ик-кьо (1-й принцип), или удэ-осаэ (удэ — рука, осаэ — пресс, давление), иммобилизация руки;
ни-кьо (2-й принцип), или котэ-маваши (котэ — предплечье, маваши — вращение), вращение запястья внутрь;
сан-кьо (3-й принцип), или котэ-хинери (хинеру — закручивать, выкручивать), выкручивание запястья;
ен-кьо (4-й принцип), или тэкуби-осаэ (тэкуби — запястье), болевое давление на запястье;
го-кьо (5-й принцип), или удэ-но-баши (нобаши — вытягивание), растягивание руки;
удэ-хишиги (хишигу — раздавливать), заключение локтя под мышку.
Наряду с этим в аики — до существует атеми-ваза, то есть, техника ударов. Удары применяются в основном при начале освобождения от захвата или для подготовки броска.
НАГЕ-ВАЗА
В практике изучения аики — до применяется движение захвата запястья.
Освобождение от захвата запястья имеет самостоятельное функциональное значение, но кроме того в тренировках захват запястья является удачным примером, иллюстрирующим нападение. Захват определяется термином дори.
Если Уке, стоящий напротив Шите, захватывает правой рукой его левую руку (или, соответственно, левой рукой правую), то такой захват называется кататэ-дори, илипрямой захват.
Обратным захватом, или гяку-кататэ-дори, называется захват правой рукой Уке правой руки Шите (соответственно, левой рукой Уке — левой руки Шите).
Риотэ-дори означает захват обеими руками обоих запястий.
Кататэ-риотэ-дори — захват запястья обеими руками.
ШИХО-НАГЕ
Прием используется при кататэ-дори.
Эта техника имеет прямой источник — фехтование на двуручном мече. Кроме того, здесь выделяются две основные особенности аики — до — характерное вращение бедер и динамический реверс в движении.
Принято говорить о двух видах силы ки; ян, или силе позитивной жесткой («мужской»), а также инь, силе негативной, мягкой («женской»). Любая техника может быть осуществлена двумя способами: позитивным и негативным.
Позитивное действие, называемое ян, или омотэ, выполняется на входе (ирими), а негативное действие, называемое инь, или ура, выполняется во вращении (тен-кан).
Ясно, что термин «негативный» не означает «плохой» — это условность, сходная с кодификацией «плюс—минус» в математике.
Позитивный способ.
Шите и Уке стоят друг против друга в гяку-хамми, у Шите впереди левая нога, у Уке — правая.
В момент, когда Уке захватывает правой рукой левое запястье Шите, тот поворачивается на носке правой ноги, отставляя левую ногу назад.
Одновременно Шите захватывает правой рукой запястье Уке (большой палец на стороне большого пальца Уке, пальцы на стороне мизинца)
В результате проведенного Шите тай-сабаки Уке оказывается выведенным из равновесия вперед.
Вслед за этим Шите делает большой шаг по диагонали.
Затем левая нога Шите, совершая аюми-аши, выходит к левой ноге Уке. Во время этого перемещения Шите описывает круг рукой Уке, затем он поворачивается на носках обеих ног, оставаясь на месте,
и отгибает правое запястье Уке к его плечу своей правой рукой, помогая левой рукой, которая у него освободилась (тогда следует захват запястья Уке) либо остается захваченной. Таким образом, проводится бросок Уке вниз.
В тренировках следует повторять движение и в обратную сторону, когда Уке левой рукой захватывает правое запястье Шите.
Негативный способ.
В гяку-хамми. Когда Уке захватил левое запястье Шите, последний захватывает правой рукой правое запястье Уке (большой палец на стороне большого пальца Уке, пальцы на стороне его мизинца), поворачивается на левой ноге, проводя правую ногу по кругу назад.
Затем Шите поворачивается на месте на носках обеих ног, описывая круг рукой Уке, и завершает акцию точно так же, как и в позитивном способе.
При негативном способе Шите должен больше сгибать ноги в коленях.
ИРИМИ-НАГЕ
Прием используется при шомен-цуки.
Шите и Уке стоят друг против друга в ай-хамми, с левой ногой впереди. Уке атакует прямым ударом правой руки в корпус, делая выпад вперед правой ногой. Шите поворачивается на левой ноге, размещая правую по кругу сзади. В момент поворота он находит контакт своей правой руки с рукой Уке и захватывает его запястье, толкая руку Уке вниз.
Затем Шите поворачивается на правой ноге, выставляя свою левую ногу так, чтобы она расположилась позади Уке; локтем левой руки он производит а теми в голову Уке, а затем, выпрямляя руку, опрокидывает его.
В ирими-наге, как видим, используется принцип вертикального круга, в который противник втягивается вначале, как в водоворот, а затем выбрасывается в противоположном направлении.
КОТЭ-ГАЭШИ
Прием используется при гяку-кататэ-дори.
Шите и Уке в ай-хамми, с правой ногой впереди. Уке захватывает правой рукой правое запястье Шите.
Шите производит тай-сабаки, вращаясь на носке правой ноги и выдвигая вперед левую ногу, а затем поворачиваясь на левой ноге и размещая правую ногу по кругу сзади.
При этом он захватывает своей левой рукой кисть правой руки Уке, размещая большой
палец на тыльной стороне, а пальцы на внутренней.
Начиная поворачивать запястье Уке наружу, Шите освобождается от захвата, одновременно он поворачивается на правой ноге, размещая левую по кругу сзади, и завершает акцию котэ-гаэши, помогая правой рукой, которая давит на пальцы Уке снаружи.
КАЙТЭН-НАГЕ
Прием используется при шомен-учи, еще он носит название сото-кай-тэн-наге (бросок вращением наружу).
Когда Уке наносит правой рукой удар в голову Шите, тот поворачивается на носке левой ноги, которая у него находилась впереди, размещая по кругу правую ногу сзади. При этом Шите смещает своим левым предплечьем руку Уке вниз.
Потом Шите поворачивается на правой ноге и отставляет левую ногу назад, при этом он захватывает своей левой рукой запястье Уке (ладонь руки Шите обращена вверх), а правую руку накладывает на шею Уке.
Следом Шите выдвигает вперед правую ногу, усиливая давление на шею Уке, а его правую руку поднимая вверх. Объединенной акцией обеих рук и выдвижением вперед левой ноги Шите бросает противника
ТЭНЧИ-НАГЕ
Прием используется при йокомен-учи.
Когда противник наносит правой рукой удар в левую сторону головы Шите, последний размещает свою ногу по диагонали влево, одновременно толкая изнутри наружу своим левым предплечьем руку Уке.
Следом Шите выдвигает свою правую ногу по диагонали вправо и толкает правой рукой голову Уке, в то время как левая рука Шите обвивает правую руку Уке и удерживает ее.
КОКЬЮ-НАГЕ
Это самая сложная техника в аики — до. Объяснить ее отдельные элементы невозможно — все нужно чувствовать.
Только в том случае, когда действия Шите находятся в полном согласии с действиями Уке, возможен успех.
Прием, применяемый при кататэ-дори:
Шите и Уке в гяку-хамми. Когда Уке захватывает левое запястье Шите, тот поворачивается на левой ноге и размещает правую ногу по кругу назад.
При этом Шите сопровождает акцию Уке, бросая его с выпрямлением руки вперед.
КОШИ-НАГЕ
Прием используется при риотэ-дори.
Шите и Уке в ай-хамми с правой ногой впереди.
Когда Уке захватил запястья, Шите поворачивается на левой ноге, размещая правую ногу по диагонали назад-направо.
В то же время он правой рукой захватывает левое запястье Уке (пальцы на стороне большого пальца Уке, а большой палец на стороне мизинца).
Произведя тай-сабаки, Шите вывел из равновесия Уке и имеет возможностьподнять вверх локоть последнего.
Левой рукой Шите захватывает правое запястье Уке — пальцы на стороне большого пальца, а большой палец Шите на стороне мизинца Уке.
Потом Шите поворачивается на левой ноге, размещая правую вперед, перед правой ногой Уке.
Во время этого продвижения Шите сгибает ноги, продвигая бедра вправо, а левую руку Уке он двигает по дуге.
Он нагружает в конце перемещения свое правое бедро
и бросает противника, отставляя левую ногу назад .
ТЭНБИМ-НАГЕ
Прием используется при шомен-учи.
Когда Уке наносит удар в голову, Шите, у которого впереди левая нога, поворачивается на ней и размещает правую ногу по диагонали вправо-вперед, а левую ногу подтягивает потом к правой в цуги-аши.
Одновременно он встречает своим левым предплечьем бьющую правую руку с возможной контратакой в шею противника.
Потом Шите толкает вниз правую руку противника, делает широкий шаг вперед правой ногой и захватывает правой рукой запястье Уке.
В то же время его левая рука проходит под правой рукой Уке, ладонь левой руки Шите размещается на тыльной стороне его правой ладони.
Шите бросает противника, оперируя захватом в замок локтя Уке и широким прохождением вперед левой ногой.
ИРИМИ-ЦУКИ
Прием используется, как и в предыдущем случае, при нападении шомен-учи.
Шите с левой ногой впереди.
Когда Уке наносит удар в глову, Шите уходит от удара, перемещаясь по диагонали влево—вперед (цуги-аши с левой ногой впереди), а его раскрытая ладонь правой руки наносит атеми в подбородок противника, опрокидывая голову Уке назад
Шите завершает контратаку, делая широкий шаг вперед правой ногой и опрокидывая противника на пол.
ДЖУДЖИ-ГАРАМИ
Демонстрируется применение приема при нападении сзади с одновременным захватом обеих рук — уширо—риотэ-дори
Когда Уке произвел захват, Шите, у которого была впереди левая нога, ставит свою правую ногу широко по диагонали назад — направо, так, чтобы разместиться справа от Уке, а левую ногу он подтягивает следом в цуги-аши, проходя под правой рукой Уке
В то же время правая рука Шите захватывает правое запястье Уке (большой палец на стороне большого пальца противника, а пальцы на стороне мизинца),
левая рука Шите берет левое запястье Уке (большой палец со стороны мизинца противника, пальцы со стороны большого пальца).
Шите перекрещивает руки Уке,
проводя его левую руку под правой;
выход левой руки приходится на правый локоть Уке и производит некоторое давление на локоть.
Шите бросает противника наземь, акцентируя замок на локте противника и проходя вперед левой ногой.
Мы кратко ознакомились с основными принципами наге-ваза, техники бросков.
|Все описанные приемы относятся только к одному разделу — тачи-ваза, или дачи-ваза («тачи» по-японски означает «стойка»).
Существует еще один важный раздел в аики — до — сувари-ваза — здесь партнеры ведут борьбу, размещаясь на коленях.
Сувари-ваза считается незаменимым в овладении техникой аики — до (как техникой бросков, так и техникой удержания) и особенно — в развитии централизации и распространения силы ки.
Еще один раздел — хамми-хан-дачи-ваза — подразумевает такое положение партнеров, когда один находится в стойке, а другой на коленях.
Представляет несомненный интерес и таниндзу-дори — действия при одновременном захвате двумя или несколькими (японское «таниндзу» означает «многочисленный») противниками.
Айки-тайсо является базой аики — до не только в отношении координации, но и в усовершенствовании ритмов дыхания и циркуляции силы ки. Дыхание и циркуляция ки — вещи, неотделимые друг от друга.
Катаме-ваза — техника удержания — тесно соприкасается со специфическим применением аики — до как борьбы против вооруженного противника.
Рандори — или свободный стиль.
Столь краткое ознакомление с этой борьбой дает представление о ее специфике, ее обширной технической базе, к которой нельзя подходить без овладения «азбукой».