«Тао Джит Кюн До» началось задолго до того, как родился Брюс Ли. Классический стиль вин чунь, с которого он начинал, был развит за четыреста лет до него. Две тысячи книг, которые он прочитал, описывали индивидуальные «открытия» тысяч людей до него. В этой книге нет ничего нового, никаких секретов. «Ничего особенного», — обычно говорил Брюс. Но это не так.
Изюминка Брюса заключалась в знании себя и своих способностей, в умении правильно выбрать то, что работало бы на него, и превратить это в движения и слова. С помощью философии Конфуция, Спинозы, Кришнамурти он выработал свои концепции и с них начал книгу о своем тао.
Когда он умер, книга была полностью завершена. Хотя было запланировано семь частей, закончена была только одна. Между основными блоками рукописи были не пронумерованные страницы, содержащие только заголовки.
Иногда он писал интроспективно, задавая себе вопросы. Наиболее часто он писал, обращаясь к своему невидимому ученику, читателю. Когда он писал быстро, то жертвовал грамматикой, когда же у него было время, писал
ярко и красноречиво. Некоторые материалы были написаны в один присест
и имели ясно очерченные формы. Другие носили следы внезапного вдохновения, и отрывочные идеи были небрежно набросаны по мере того, как они приходили в голову Брюсу. И это — по всей книге. В дополнение к семи запланированным частям Брюс делал заметки на протяжение всей работы
над Джит Кюн До и оставлял их в книжных шкафах и в ящиках письменных столов. Некоторые были давними, другие — свежими и представляли ценность для книги….
…. Следует упомянуть, что Тао Джит Кюн До не закончено. Искусство Брюса изменялось каждый день. В главе «Пять способов атаки», например, он сначала начал с категории, называемой «иммобилизация рук». Позднее он нашел это слишком ограниченным, так как иммобилизацию можно при
менить и к ногам, и к голове. Это был простой пример того, как плохо приклеивать жесткие ярлыки к любой концепции. Дао Джит Кюн До не имеет конца. Наоборот, оно служит началом. Оно не имеет стиля, не имеет уровня, хотя легко воспринимается теми, кто знает свое оружие. Почти для каждого утверждения этой книги существует исключение — ни одна книга не может дать полную картину боевых искусств. Это просто работа, которая описывает
направление исследований Брюса. Исследование осталось неоконченным. Вопросы (некоторые элементарные, а некоторые — сложные) остались без ответа, чтобы заставить ученика задать вопросы себе. Точно также и рисунки часто не объясняют, а дают туманный намек. Но если они вызывают вопрос, если они рождают идею, они служат поставленной цели.
Надеемся, что эта книга будет служить источником идей для всех специалистов боевых искусств, идей, которые должны затем развиваться дальше. К сожалению, неизбежно то, что книга может послужить толчком для
организации «школ Джит Кюн До», возглавляемых людьми, которым известно имя автора, но очень мало известно о технике. Опасайтесь таких школ! Если их инструкторы пропустили последнюю, наиболее важную линию, они
не поймут книгу вообще.
Даже создание книги ничего не значит. Не существует реальной границы между скоростью и силой, между точностью и ударами ногами или между ударами руками и темпом; каждый элемент поединка влияет на все остальные. Те разделения, которые я сделал, служат только для удобства чтения, не принимайте их слишком серьезно. Используйте карандаш во время чтения и отмечайте те разделы, которые взаимосвязаны. Джит Кюн До, как видите,
не имеет определенных границ, только те, которые вы создаете сами….
Гилберт Л. Джонсон