Новости

КЕНЗИ ТОМИКИ

Кензи Томики родился 15 марта 1900 г. в Какунодате, префектура Акита, в семье землевладельца. Он начал заниматься с боккеном, когда ему было всего 6 лет, и изучал дзюдо у Дзигоро Кано, его основателя, с 10 лет. Продолжал занятия дзюдо в Университете Васеда, где также изучал политику. В 1926г., не прерывая тренировок по дзюдо, начал заниматься айкидо у Морихея Уэсибы.
· В 1928г. ему был присужден 5й дан по дзюдо. Томики стал первым учеником Уэсибы, получившим 8 й дан по айкидо (1940г.). Он сформировал Клуб Айкидо Университета Васеда в 1958г, и в 1964г. в Кодокане получил 8 й дан по дзюдо.
· После обучения в университете, где он получил несколько докторских степеней, Томики работал в средней школе в Какунодате. Несколькими годами позже, в 1938г., он переехал в Китай, где был сотрудником Университета Кенкоку, в котором преподавал искусство <Айки> студентам, занимающимся дзюдо и кендо. А затем вернулся в Японию, чтобы вести специальные тренировки для инструкторов дзюдо.
· После Второй мировой войны он провел три года в лагерях Советского Союза. В условиях, где не было ни места, ни специальной одежды для преподавания боевых искусств, Томики изобретал упражнения, которые можно было практиковать в перерывах между работой.
· После возвращения из СССР, он стал сотрудником департамента физического развития Университета Васеда. Он основал Томики Айкидо и Японскую Ассоциацию Айкидо. Как профессор физического образования, Кензи Томики пытался привнести прогресссивный стиль преподавания дзюдо в обучение айкидо. Томики верил, что рандори (упражнения в совободном стиле) могут быть таким же успешным опытом преподавания айкидо, каким они явились в дзюдо. Он писал: "Для новичков упражнения свободного стиля представляют больший интерес, позволяя им быстрее адаптироваться и обрести уверенность в себе"
· Концепция Томики состояла в стремлении к эффективности техники на базе идеи гармонии. Стиль Томики Айкидо - это смесь традиционного Айкидо и современного дзюдо. Это единственный стиль айкидо, который включает соревнования в программу обучения. Комбинации ката и спаррингов призваны привнести чувство реализма и практического применения. Принципы и техники , выученные при отработке ката, могут быть применены в рандори, где техника базируется полностью на природе атаки. Ката без понимания практики рандори - всего лишь бессмысленный танец, а рандори без понимания принципа ката - это даже не айкидо.
· В начале 60х годов профессор Кензи Томики разработал метод соревновательных тренировок Тошу Рандори-хо, который он преподавал в дополнение к традиционным формам ката. Позже, пытаясь разработать практические применения техник айкидо, он создал современный метод Танто Рандори-хо - работа безоружного против вооруженного ножом.
· В настоящее время эти тренировочные методы применяются во всем мире. Ко времени смерти Томики, в 1979г., Томики Айкидо практиковалось в клубах и колледжах всей Японии и начало свое развитие в Европе и Соединенных Штатах.
   Стоит только упомянуть имя Томики (Кензи Томики) в присутствии последователей традиционного айкидо, как тут же услышишь в ответ: "Томики? Это не настоящее айкидо", и множество гораздо более нелицеприятных выражений.
   В мире традиционного айкидо Кензи Томики приобрел известность как наименее признаваемый из старших учеников Уэсибы. Однако, если рассмотреть его историю и вклад в развитие Айкидо, станет очевидным, что такое неприятие - всего лишь акт небрежения со стороны сегодняшних поборников "чистоты рядов".
   В 1925 году молодой дзюдока Шутаро Нишимура, член знаменитого клуба дзюдо Университета Васеда, услышал как Онисабуро (духовный лидер религии Омото) называет Морихея Уэсибу величайшим из живущих мастеров боевых искусств. Он тут же попросил представить его Уэсибе. Встретив О-Сенсея в первый раз, Тишимура усомнился в его способностях, и решил устроить проверку. К большому удивлению молодого, но опытного бойца, атаковав пожилого учителя, он внезапно обнаружил себя лежащим на земле. А Уэсиба достал лист бумаги и помахал им перед удивленным лицом Нишимуры. "Схвати ее, если сможешь" - но тот не смог, и когда не удалась его последняя атака, Нишумура посмотрел с матов на улыбающегося Уэсибу и спросил: "Неужели я вижу мастера боевых искусств, который может бросить противника на землю своим смехом?"
   Нишумура представил Уэсибе многих своих друзей, занимающихся дзюдо, среди которых и был весьма примечательный молодой человек по имени Кензи Томики, который впоследствии и сам стал одним из известнейших мастеров боевых искусств Японии.
   Это знакомство Кензи Томики с Морихеем Уэсибой, произошедшее летом 1926 года, ознаменовало зарождение отношений между человеком и Искусством, к которому Томики добавил свое понимание боевых искусств, выработанное 16 годами занятий дзюдо и свой опыт Профессора Физической Культуры.
   Томики проводил много времени, изучая Дайто-Рю Айкидзюдзюцу под руководством О-Сенсея в додзе Омото в Айябе. Два года спустя, в 1928 году, он получил свой пятый дан по дзюдо и в 1929 году принял участие в Имперском Турнире Тенранджиай - в честь восхождения на престол императора Хирохито. Кензи Томики выступал необычайно хорошо, и выбыл, получив травму ребра на поединке со старым противником - Хирайкава.
   К 1934 году Томики был одним из старших инструкторов в додзе Уэсибы - Кобукане в Вакаматсу-чо, и сыграл ведущую роль в подготовке знаменитого манускрипта техник Уэсибы 1933 года - Будо Реншу.
   В 1936 году Кензи Томики переехал в Манчжурию, и по рекомендации Уэсибы стал инструктором в Дайдо Гакуин. Двумя годами позже он стал инструктором в Университете Кенкоку и вел программу Айкибудо. В 1940 году Кензи Томики стал первым человеком, который получил 8 дан у Морихея Уэсибы.
   Вернувшись в Университет Васеда после нескольких лет, проведенных в советских лагерях, Кензи Томики работал в клубе дзюдо, пытаясь выявить все возможности, которые предоставляли ему его любовь и к Айкидо и к дзюдо. Он стал профессором своего университета в 1954 году, когда там открыли кафедру Физического Развития, что предоставило ему еще больше возможностей для продолжения своих попыток развить Айкидо в международно признанный вид спорта, который к тому же мог бы быть включен в систему физического образования Японии.
   И так как Томики пытался превратить Айкидо в систему образования, по образцу, предлагаемому в то время в дзюдо, именно в этот период проявились основные различия между Томики Айкидо и Традиционным Айкидо. Движения были превращены в различные ката, и больше внимания стало уделяться Рандори (свободная техника) как базовому элементу тренировки. Кензи Томики рассматривал Айкидо как приложение к своим уже существующим возможностям дзюдоиста, и называл свое Айкидо "Хамарэ Дзюдо" (разделенное дзюдо) в отличие от более традиционного "Куми Дзюдо" (дзюдо с захватами).
   В 1958 году клуб Айкидо Университета Васеда был формально признан Университетом - на том особом условии, что в программу будут включены соревнования. Здесь лежали зерна раздора. Говорят, Уэсиба и Айкикай настаивали на том, чтобы Томики не использовал название "Айкидо" для своего нового стиля. Следует помнить, что к 1958 году Томики тренировался у Уэсибы уже более 30 лет, в течение всех признанных четырех периодов развития Айкидо. Более того, в начале 60х годов Кензи Томики оставался членом преподавательского состава Айкикай Хомбу Додзе. Таким образом, дата окончательного разрыва с Уэсибой указывается разными источниками по-разному.
   Также следует отметить полное незнание соревновательных элементов Томики Айкидо его противниками. Снова и снова говорится о том, что участники соревнований мечутся по татами, пытаясь сбить друг друга с ног. Истина полностью противоположна этому.
   Основная форма соревнований в Томики Айкидо - это Танто Рандори. Один из участников выступает с резиновым ножом, пытаясь набрать очки, поразив невооруженного противника, другой, в свою очередь, пытается применить техники Айкидо против ножа. Другая популярная форма соревнований - в форме ката, где команда-участник выполняет заранее согласованную ката и сравнивается с другой командой.
   Цитируя Боба Форреста Вебба из Британской Ассоциации Айкидо: "Человек, с которым Вы соревнуетесь в Айкидо - это Вы. Вы сами. Если Вы не понимаете этого, значит, Вы не понимаете основ Айкидо". В какой степени применение Айкидо Томики было успешным для развития фундаментальных принципов Айкидо - это вопрос для рассмотрения в другой статье.
   Прежде всего нужно выделить основную мысль. Было ли развитие Томики Айкидо искренней попыткой открыть новые пути развития и преподавания Айкидо, или это было грубым решением игнорировать 35-летнее обучениие у Морихея Уэсибы и попыткой работать полностью по-своему? Может быть, когда мы проведем 30, 40 и даже 50 лет в тренировках (не говоря уже о тех 70ти, что Кензи Томики посвятил развитию боевых искусств), мы будем вправе обсуждать - но не осуждать - его мотивы.
   В 1974 году была основана Японская Ассоциация Айкидо для развития Томики Айкидо и Томики стал первым ее председателем. Он умер на Рождество 1979 года.